bloc 2

Ушу - современные традиции

Ce – traditions modernes

Ушу – современные традиции.

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Ушу

 

 

Своеобразная и эффективная система психофизической тренировки‚ возникшая в древнем Китае и получившая известность под названием «ушу»‚ вызывает большой интерес как у специалистов‚ так и у широкой публики. Термин «ушу»  переводится как воинское (или боевое) искусство. Поэтому его значение выходит далеко за рамки техники ведения поединка голыми руками или с оружием.

Этот термин охватывает своим содержанием целый комплекс‚ приёмов и средств морально-психологического и физического совершенствования человека. Иногда вместо «ушу» говорят «кун-фу» или

«кунг-фу». Этот термин распространён на Западе. Он является искажённой транскрипцией китайского слова

«гун-фу»‚ означающего «упорная работа»‚ «мастерство» или «совершенство».

Ушу имеет длительную и богатую историю‚ тесно связанную с многовековой историей  китайского народа. С  его культурными традициями‚ обрядами и обычаями‚ с филосовско-религиозными учениями. В отличие от других стран Востока и Запада (например‚ Японии и Европы)‚ где в средние века боевые искусства культивировались преимущественно правящими классами и служили их интересам. В старом Китае ушу практиковалось главным образом среди низших слоёв населения и традиционно считалось народным искусством.

Более того‚ представители правящей элиты древнего и средневекового Китая‚ особенно выходцы из военно-феодального сословия‚ а также многие высшие сановники (и даже члены правящих династий) тоже увлекались ушу.  Но только в народной массе‚ в рамках народной культуры это искусство было наиболее распространено и считалось почётным занятием.

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Ушу

 

 

Ушу – современные традиции

 

 

Зачатки систем боевой и прикладной подготовки воинов возникли в древнем Китае задолго до становления государственности. Их истоки восходят к архаическим народным танцам и военно-спортивным играм‚ первоначально носившим ярко выраженный ритуальный характер. Так‚ на территории современной провинции Цзянси издавна существовал танец «кайшань» (раздвигать горы). Главным действующим лицом которого было божество китайской мифологии Паньгу‚ демонстрирующее приёмы владения боевым топорм.

На территории современных провинций Хэбэй и Шаньдун практиковался тотемический танец быка «цзяоди» (бодание рогами)‚ во время которого «люди по двое-трое‚ надев рога‚ нападали друг на друга»‚ нанося серьёзные ранения.

Постепенно такие довольно грубые и опасные для самих исполнителей ритуализированные представления становятся более утончёнными‚ превращаясь в развитое искусство единоборства‚ носившее характер театрализованного действия. Вместе с тем идёт длительный процесс соединения этого искусства с сугубо практическими приёмами ведения боевого поединка. Прежде всего, которые разрабатывались в среде профессиональных военных.

Одной из наиболее характерных отличительных черт ушу является то‚ что начиная с самых ранних этапов развития этого искусства‚ приёмы единоборства практиковались в нём не только как средство самообороны и психофизической подготовки к экстремальным условиям деятельности. Прежде всего, как терапевтическое средство.

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Тайцзицуань

 

 

Тайцзицюань.

 

 

Известно‚ например‚ что великий китайский врач Хуа То (141 — 208 гг. н. э.) разработал своеобразную систему оздоровительной гимнастики. «Игры пяти животных» («У-цинь- си»)‚ имитирующую движения зверей и птиц‚ которая вошла в комплекс ушу и сохранилась до нашего времени. Во многих школах ушу оздоровительный аспект постепенно стал доминирующим и оттеснил на задний план оборонительные функции (яркий пример — очень популярна в современном Китае оздоровительная гимнастика тайц-зи-цюань).  Во первых под влиянием традиционной китайской медицины и других оздоровительных систем в комплексе ушу наряду с гимнастическими упражнениями стали широко применяться методы массажа. Акупунктуры‚ фитотерапии‚ психотерапии‚ пульсовой диагностики‚ лечебной диеты‚ дыхательные упражнения и т. д.

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Иня-ян гармония

 

 

Качественно новый этап в развитии ушу начался после проникновения в Китай буддизма (Ι в. н. э.), который познакомил китайцев с богатейшим культурно-историческим наследием народов Индии, в том числе с достижениями в области культуры психической деятельности (например, йогой), медицины и боевого искусства.

Так, в VI вв н. э. под влиянием индийских культурно – психологических традиций и искусства единоборства возникла одна из самых популярных в Восточной Азии школ ушу – шао­линьская школа. В эпоху Тан (618 – 907 гг. н. э) шаолиньская школа распространяется за пределами Китая и соседних странах Восточной и Юго – Восточной Азии. Где на ее основе возникло множество национальных разновидностей ушу. К концу периода династии Мин Чэнь Юаньбин (1587 — 671) из шаолиньского монастыря популяризовал искусство своей школы в Японии, где впоследствии и результате ее синтеза с традиционными японскими видами единоборства воз­никло джиу-джитсу, а затем и все­мирно известное дзюдо. Многочислен­ные школы японских, корейских, вьет­намских, филиппинских, таиландских и других мистеров боевого искусства в большей или меньшей степени под­верглись влиянию китайских школ ушу.

 

Ушу – современные традиции.

 

В последние годы ушу снова стало популярным в сопредельных странах Азии. Например, в Японии Союз «Шао – линьцюань» (по-японски «Сёриндзи- кзмно»), активно пропагандирующий искусство шаолиньской школы, имеет 2600 филиалов в стране и за рубежом и объединяет более миллиона человек. В странах Индокитайского полуострова регулярно организуются национальные соревнования, турниры, чемпионаты и показательные выступления по ушу. Начиная с 1969 года регулярно про­водятся региональные соревнования, в которых принимают участие представи­тели большинства стран Юго-Восточной Азии. Растет интерес к традиционным китайским ушу в США и Канаде, в странах Западной Европы и Лaтинской Америки.

 

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Храм будды

 

 

В самом Китае в настоящее время существует огромное количество раз­личных школ и направлений ушу, сформировавшихся в течение много­вековой истории этого своеобразного искусства. По недавним подсчетам за­падных специалистов, в КНР имеется 200 крупных и мелких школ. Если же учитывать многочисленные ответвления этих школ, то их количество достигает 400. Согласно традиционной китайской классификации, существует четыре разновидности ушу: кулачный бой, схватки с оружием в руках, парные поединки и схватки с несколькими противниками.

Весь комплекс ушу принято также подразделять на четыре основных вида: 1) борьба и кулачный бой; 2) фехтование с использованием различных видов оружия; 3) метание в цель различных предметов и ору­дий; 4) сценический бой.

Все школы ушу связаны с двумя крупнейшими направлениями в религи­озной, философско-психологической и этической мысли старого Китая — буд­дизмом и даосизмом. С буддизмом (или точнее, с чань-буддизмом) было связано «шаолиньское направление» («шао-линь-пай»), сформировавшееся в монастыре Шаолиньсы (уезд Дэнфэн, прев. Хэнань на горе Суньшань).

Основателем шаолиньской школы ушу считается легендарный основополож­ник чань-буддизма Бодхидхарма (кит. Дамо). В свою очередь, шаолинь­ская школа подразделяется на северное и южное направления, которые в про­цессе своего распространения и раз­вития в неодинаковых социально-куль­турных и географических условиях Се­верного и Южного Китая приобрели некоторые стилевые различия в техни­ке и методах психофизической под­готовки.

 

 

 

Ушу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традицииУшу - современные традиции
Восточные искусства

 

 

 

Другое влиятельное направление ушу — «уданское» — сформировалось в горах Удан-шань, возникнув как один из активно-динамических вариантов даосской эзотерической практики («нэй-гун»). Оно называлось еще «внутренним», в отличие от шаолиньского, которое традиционно считалось «внешним». Из этого (направления выделились такие крупные школы ушу, как «тайц-зи-цюань» (Кулак Великого Предела), «багуа-цюань» (Кулак Восьми Триграмм), «синьи-цюань» (Кулак Разума-Воли).

Третье, сравнительно молодое и менее влиятельное по сравнению с двумя предыдущими, возникло в горах Эмэй-шань в провинции Сычуань и назы­вается «эмэйским направлением». Считается, что оно занимает промежуточ­ное положение между двумя главны­ми направлениями, вобрав в себя методы «внутренней работы» изуданской школы и технику ведения боя из шаолиньской.

Кроме того существовало большое количество школ, развивавшихся отдельно от этих направлений в рамках других этнокультурных и религиозных традиций — мусульманской, ламаист­ской и т. д. Например, школа «Чжа-цюань», основанная в эпоху Мин семьей Чжа, исповедовавшей ислам, была в основном распространена среди китайских мусульман, принадлежав­ших к народности хуэйцзу (дунганы). А так называемое «ламское» или «тибет­ское» ушу, разработанное тибетским ламой в – XV в., практиковалось у народов, исповедовавших буддизм – ламаизм  (тибетцы, монголы)

Каждая школа ушу включает в себя целую систему приемов и методов единоборства, детально разработанных и сведенных в единую, стройную последовательность движений, рит­мично сменяющих друг друга в опре­деленном порядке. Эти взаимосвязан­ные комплексы упражнений (тао) состоят из таких основных элементов, как уклоны, повороты, захваты, отби­вы, удары, скручивания и т. д., при­чём в каждой школе они образуют уникальное сочетание, отражающее ее характерные стилевые особенности. Но, пожалуй, главной особенностью Китай­ских единоборств является то, что все движения, все действия руками, ногами и другими частями тела гар­монично увязываются со столь же стройной и детально разработанной системой психических упражнений, при­емов и методов психофизической само­регуляции и аутогенной тренировки. Характерная для ушу тесная связь : физической культуры с психологической заметно отличает это искусство от аналогичных европейских видов спор­та, в которых элементы аутогенной тренировки стали вводиться совсем недавно.

Следуя за буквальным переводом термина «ушу» (боевое искусство), это явление культуры на Западе зачастую понимают только как вид боевого единоборства с восточной специ­фикой. В результате его значение крайне сужается и выпадает из системы общечеловеческих культурных ценнос­тей. При этом не учитывается, что ушу представляет собой комплекс много­функциональных и многоцелевых си­стем, объединенных на основе общих психологических, философских и эти­ческих принципов.

Как один из спо­собов воспитания индивидуума этот комплекс включил в себя методы боевого единоборства, но техническое мастерство в приемах самозащиты ни­когда не рассматривалось как главная и конечная цель в процессе форми­рования гармонично развитой личности. Система воспитания в ушу фактически охватывала все аспекты человеческой деятельности, в том числе нормы нрав­ственного поведения и коммуникации, методы лечения и поддержания здо­ровья, правила питания и приемы пси­хической саморегуляции, изучение исто­рических романов, философских трак­татов и т. д.

Овладение приёмами самообороны играло важную роль а процессе воспитания и самовоспитания, но отнюдь не доминировало во всей целостной системе методов морального и психологического совершенствования личности. К тому же в процессе овладения приемами единоборства главный акцент делался на сугубо оборонительные функции, на их использование в качестве оздоровительного и профилактического средства, способствующего формированию здорового тела и духа как важнейшего условия гармоничного развития человека. При овладении приёмами ушу тренирующийся должен был прежде всего стремиться не к побед над противником, а одерживать постоянную победу над собой, над своими слабостями и пороками. Поэтому больше всего в ушу ценилось не владение приемами единоборства само по себе,

 

 

 

Partager

One thought on “Ce – traditions modernes

  1. Система воспитания в ушу фактически охватывает все аспекты человеческой деятельности!

Laisser un commentaire

Votre adresse e-mail ne sera pas publiée. Les champs obligatoires sont indiqués avec *

Rapport de faute d’orthographe

Le texte suivant sera envoyé à nos rédacteurs :